Лемеш Валентина
к.э.н., доцент
УО «Белорусский государственный экономический университет»
г. Минск, Республика Беларусь
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ МСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Признание Международных стандартов аудита (МСА) в последние годы резко возросла. Они приняты в качестве регулирующих актов во многих государствах, а их применение рассматривается в качестве элемента интеграции отдельных государств в мировую экономику.
Республика Беларусь является членом Евразийского экономического союза и активно участвует в подготовке проекта Соглашения об аудиторской деятельности на территории Евразийского экономического союза. В некоторых государствах этого союза (Азербайджанской Республике, Республике Казахстан, Кыргызской Республике, Республике Молдова, Российской Федерации, Республике Узбекиста) имеются национальные планы (программы) внедрения МСА, а в Республике Беларусь такой программы нет. Методические проблемы применения МСА в Республике Беларусь заключаются в трудностях реализации их требований. [1] В связи с изложенным, Беларуси предстоит очень серьезная работа по гармонизации отечественного законодательства.
Наряду с указанным следует отметить, что общественно значимые организации (за исключением банков) обязаны составлять за 2016 год и последующие годы годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь [2, п. 2 ст. 17]. При этом предусмотрены дополнительные требования к аудиторской организации, проводящей обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с МСФО [3, ст. 7]:
- наличие на сайте аудиторской организации в глобальной компьютерной сети Интернет информации о ее деятельности согласно требованиям к такой информации, установленным Министерством финансов Республики Беларусь;
- наличие в штате аудиторской организации не менее двух аудиторов из числа указанных в части второй настоящей статьи, имеющих специальную подготовку в области МСФО.
Подчеркнем, что ни в самом законе, ни в других документах нет разъяснений и требований по документам, подтверждающим специальную подготовку в области МСФО. По утверждению специалистов Министерства финансов Республики Беларусь в 59 аудиторских организациях работает 227 специалистов, имеющих международные сертификаты по МСФО [4]. Однако на сайте указанного министерства данная информация отсутствует.
В республике до сих пор нет официального перевода Международных стандартов аудита (МСА). Отечественным аналогом МСА являются Национальные правила аудиторской деятельности (НПАД). Их разработкой занимается Министерство финансов Республики Беларусь. В настоящее время действует 35 НПАД, из которых 29, по мнению представителей Минфина, соответствуют МСА [4].
За период времени, прошедшего после принятия Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» произошли существенные изменения, ряд из которых свидетельствует о критическом состоянии аудита в нашей стране. Так, требования норм статьи 7 указанного Закона о наличии в штате аудиторской организации не менее пяти аудиторов, для которых эта организация является основным местом работы вместо ранее установленных трех, привело к значительному сокращению числа аудиторских организаций со 146 до 82 на 20.09.2016.
Список использованных источников
- Информационно-аналитический обзор «О практике внедрения международного опыта в сфере бухгалтерского учета и аудита на пространстве государств – участников СНГ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.e-cis.info/search.php (дата доступа 25.12.2014 г.).
- Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12.07.2013 № 57-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=2/2055
- Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 12.07.2013 № 56-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=H11300056
- Сорока, Н. В. Аудит-25 : баланс потребностей и возможностей. Интервью [Текст] / Н. В. Сорока // Экономическая газета. – 04.10.2016 г. – № 76 (1983).
|