Мелих Елена
к.э.н., доцент,
Одесская национальная академия пищевых технологий,
г. Одесса
Совместимость функциональных
стратегий роста в управлении промышленным предприятием
В основе роста промышленных предприятий лежит увеличение
числа и размеров организационных единиц, сопровождаемое их дифференциацией,
т.е. возникновением и накоплением различий между этими единицами, образовавшимися
в результате разделения. Процесс роста является одной из фаз в экономике [1, с.100-115;
2, с.83-91; 3, с.863-866]. Деление на фазы носит
условный характер, тем не менее, благоприятные условия развития внешней среды
(рост отрасли, например) всегда желательны для растущего предприятия. Процесс
деления предприятия может происходить и в фазах кризиса или депрессии экономического
пространства и именно этим вынуждает стратега диагностировать ситуацию для
необходимого роста и проявлять свои профессиональные навыки в стратегическом
управлении.
Виды стратегического роста включают: рост объемов
производства (за счет роста числа основных фондов основного вида деятельности —
экстенсивный рост, за счет большей отдачи основных фондов — интенсивный рост),
численности трудовых ресурсов; рост объемов реализации (за счет роста ассортимента
продукции и/или за счет роста цен, соответственно, маркетинговый экстенсивный и
интенсивный рост); рост масштабов производства (за счет, в основном,
экстенсивного роста основных фондов и трудовых ресурсов); диверсификацию
(отделение части производственных ресурсов для осуществления отдельного вила
бизнеса или территориальное расширение — выход на новый рынок сбыта,
организация производства или других частей бизнеса на отдельной территории).
Общая (совокупная) стратегия роста формируются сочетанием
интенсивных и экстенсивных факторов и видов функциональных стратегий. Попарно
сочетание функциональных стратегий (например, маркетинговой и производственной)
можно представить в матрице (табл. 1).
Таблица 1
Матрица стратегий совокупного производственного
и маркетингового роста
На наш взгляд, для промышленных предприятий необходима
разработка подобного вида матриц сочетания таких функциональных стратегий как
финансовая и производственная, инвестиционная и производственная, инновационная
и маркетинговая, инновационная и финансовая, производственная и экологическая,
экологическая и маркетинговая, финансовая и социальная, социальная и
производственная и прочие. Набор таких матриц дает возможность создать атлас
стратегического управления, который бы являлся удобным инструментом
менеджмента, позволяющим разрабатывать концепции поведения предприятия в
стратегически обозримой перспективе (от момента начала разработки стратегии до
срока предполагаемой реализации основной цели стратегии).
Список использованных источников
1.
Маркс К. Капитал
/ К. Маркс. — Том 2. — М.: ООО "Издательство ACT", 2001. — 723 с.
2.
Шумпетер Й. Теория
экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. Шумпетер. — М.: Эксмо, 2007. — 864 с.
3.
Самуэльсон П. Экономика
/ П. Самуэльсон, В. Нордхаус. — М.: Издательский дом Вильямс, 2007. - 1358 с.
|