Кушнер
Максим
аспирант,
Астраханский государственный технический
университет,
г. Астрахань, Россия
СПЕЦИФИКА
ИНСТРУМЕНТОВ И МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В УПРАВЛЕНИИ ПРОЕКТАМИ РАЗВИТИЯ
Применение системного подхода к менеджменту проектов
развития способствует продуктивному управлению проектными мероприятиями на всех
фазах их осуществления. Однако в структурных взаимоотношениях между элементами
исследуемой системы не рассматриваются инструменты, при помощи которых субъекты
управления на основе выделенных принципов достигают требуемого состояния
проекта.
Таким образом, возникает необходимость рассмотрения
методов, которые с обыденной точки зрения [1] представляют «совокупность относительно однородных приёмов, операций
практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению
конкретной задачи», а в рамках управления проектами рассматриваются как способы
управления, определяющие распределение ограниченных ресурсов на множестве
реализуемых мероприятий в пространстве и времени.
Наиболее общая классификация методов, используемых при
исследовании любого объекта, включает философские, общенаучные, частнонаучные,
междисциплинарные и дисциплинарные методы [2, С.
203 - 207]. В рамках менеджмента проектов развития используются методы каждой
из перечисленных групп. Например, в управлении проектами используются
диалектические методы и законы философии (например, переход количественных
изменений в качественные), методы анализа, синтеза, абстрагирования,
моделирования, аналогий (общенаучные методы); методы экономического и
финансового анализа (частнонаучные); экономико-математические и статистические
методы, методы технических и социальных наук (междисциплинарные методы) и пр.
Отметим, что указанные методы широко используются и в других фундаментальных и
прикладных областях.
Наибольшую актуальность для управления проектами
развития представляют дисциплинарные методы, основу которых составляют сетевые
технологии, в которых весь комплекс проектных мероприятий формализуется в
терминах теории графов. В пользу данной точки зрения свидетельствует их широкая
популярность на практике и применимость к большому классу задач по управлению
проектами, что обосновывается в [3, С.
153–158]. Также следует отметить, что именно с внедрением специальных сетевых
методик CPM и PERT
управление проектами стало восприниматься как самостоятельная
научно-практическая сфера знаний, т.е. сетевые методы способствуют демаркации
проектного менеджмента от других видов человеческой деятельности. На рис. 1 представлена
иерархическая структура методов, применяемых в рамках управления проектами
развития.
Рис. 1. Иерархическая структура
методов управления проектами развития
Источник:
разработано автором
Учитывая важную роль сетевых
технологий, далее в качестве специальных инструментов проектного управления
развитием предприятия мы будем рассматривать сетевые методы.
Наиболее распространёнными сетевыми технологиями
являются методы и их модификации в рамках технологий CPM и PERT [4,
С. 298], а также MPM и GERT.
В табл. 1 приведён
сравнительный анализ основных сетевых методов проектного управления развитием с
точки зрения их ключевых характеристик и свойств.
Таблица 1
Сравнительный анализ ключевых характеристик основных сетевых методов
проектного управления развитием
Источник: разработано автором
Преимущества и
недостатки основных сетевых методов проектного управления развитием
проанализированы в табл. 2.
Таблица 2
Преимущества и недостатки основных сетевых методов
проектного управления развитием
Источник: разработано автором
Анализ, приведённый в табл. 2, показывает, что каждый
из этих методов может быть охарактеризован как с положительной, так и
отрицательной сторон, что свидетельствует о необходимости применения сетевых
методов в зависимости от конкретной ситуации и состояния среды, в которой
конфигурация выделенных преимуществ является наиболее благоприятной для
субъектов управления проектами развития.
Список
используемых источников
1. Российская энциклопедия по охране труда: В 3
т. Т. 2. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. – 408 с.;
2. Философия науки в вопросах и ответах: учебное
пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
– 352 с.;
3. Управление проектами. / М. Троцкий, Б. Груча,
К. Огонек; Пер. с польск. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 304 стр.: ил.;
4. Таха Х.А. Введение в исследование операций,
7-е издание.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 912 стр.:
ил.
|