УДК 004:005:615.1
Райкова Татьяна
к. фарм.н., доцент
Шарапова Татьяна
к. фарм.н., доцент
Запорожский государственный медицинский институт
г. Запорожье
ИНФОРМАЦИОННО – АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕПЕЧЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы обеспечения управления предприятием достоверной и своевременной внутренней информацией и роли управленческого учета в его реализации.
Ключевые слова: управление, внутренний учет, информационно-аналитическое обеспечение, контроллинг.
Непременным условием совершенствования методов управления является полное использование внутренних возможностей предприятия, т.е. создание действенной системы внутреннего учета и отчетности как основы менеджмента. Эффективность менеджмента находится в прямой зависимости от степени совершенствования информационного обеспечения. Направления совершенствования последнего можно связывать с организацией преимущественно новой системы управления экономикой на микроуровне – управленческого (внутрихозяйственного) учета и отчетности - контроллинга [1, 2].
Характерной чертой управленческой отчетности является то, что она практически всегда представляется в сравнительной аналитической форме, содержит текущие и исторические данные, а также данные прогнозирования, необходимые для того, чтобы проанализировать перспективы и динамику бизнеса, сделать соответствующие выводы.
Периодичность составления внутренней отчетности – вопрос индивидуальный. Можно сформулировать лишь общий критерий выбора периодов ее составления. Им является своевременность принятия управленческих решений по данным отчетности, то есть время, когда управленческие решения способны в начальной стадии предотвратить развитие негативных тенденций, или же, наоборот, содействовать развитию позитивных.
Однако конкретные периоды составления внутрихозяйственной отчетности для каждого участка и направления учета предприятие определяет индивидуально. Главное – иметь четкий график ее представления менеджерами различных уровней управления.
Построение собственной системы внутрихозяйственной отчетности на фармацевтических предприятиях требует большой предварительной подготовки и организационно-административных усилий, однако ее результаты не заставят усомниться в целесообразности проведенной работы.
Особенно эффективна система контроллинга на тех фармацевтических предприятиях, где создан функциональный менеджмент, где функции управления делегированы отделам и службам. Главная функция контроллинга фармацевтического предприятия – анализ и управление расходами и прибылью, ликвидация “узких мест ”.
Но внедрение системы контроллинга на фармацевтических предприятиях находится в проектном состоянии. Связано это с отсутствием специалистов и специальных служб, которые бы имели время и возможность проводить детальный анализ экономических и финансовых показателей деятельности предприятия с целью управления его прибыльностью. Основной идеей в ходе внедрения контроллинга должна быть направленность на быстрый сбор контроллинговой информации для того, чтобы руководство предприятия увидело реальную отдачу от работы службы контроллинга.
Поэтому в процессе обучения будущие провизоры и провизоры – интерны должны овладеть основными понятиями, которые раскрывают практическое применение инструментов контроллинга. Так как новые потребности времени требуют приобретения будущими провизорами – специалистами не только профессиональных знаний и умений, но и постоянного экономического усовершенствования [3], умений пользоваться информационными технологиями, составлением аналитико-информационной документации для принятия управленческих решений.
С учетом того, что деятельность любого предприятия характеризуется уровнем затрат, произведенных или планируемых, то основным объектом контроллинга выступают затраты по основным признакам и затраты по центрам ответственности. Анализируя организационную структуру фармацевтических компаний, которые производят фармацевтическое обеспечение населения и лечебных учреждений, основными затратными центрами выступают отделы администрирования. Покрытие затрат производится затратно – прибыльными центрами (аптеки, аптечные пункты, склады).
При анализе прибыльности и получения маржинального дохода необходимо проводить анализ товарной продукции аптечного предприятия с учетом единицы продукции. Необходимо учитывать ассортимент реализации по удовлетворению потребностей потребителей. Прежде всего, соблюдение обязательного ассортимента, который утвержден Министерством здравоохранения, а затем формирование товарной политики с учетом потребительских симпатий. Аптечная продукция социального назначения всегда затратнее, чем ассортимент предложения. Поэтому выручка единицы социальной продукции (Вед -) всегда будет с минусом. Задача реализации других групп с учетом (Вед +) покрыть не только переменные затраты, но и содержать реализацию социальной группы. В этом задача контроллеров, которые отвечают за формирование ценовой политики в сочетании с фактором удовлетворения потребностей различных групп населения.
Сочетание потребностей фармацевтической отрасли на современном этапе и особенностей образовательного уровня будущих специалистов дадут возможность обогатить потенциал знаний для дальнейшего развития фармацевтического обеспечения и фармацевтической экономики.
Список использованных источников
- Петренко С.Н. Контроллинг: учебное пособие / С.Н. Петренко. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2004. – 328 с.
- Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления / Э. Майер // пер. с нем.; под ред. С.А.Николаевой – М.: Финансы и статистика, 1993. – 76 с.
- Райкова Т.С. Економіка знань – економічна модель для майбутнього / Т.С. Райкова, Т.А. Шарапова. // Міжн. наук.- практичн. конференція «Економіка знань: Нова парадигма розвитку в ХХІ ст.», (Сімферополь, 18-25 квітня 2014 р.). – Таврійський економічний журнал. – 2014. - № 1. – С.36-37.
|