Архів / Archive

Головна » Статті » 2015_06_4-5_KamPodilsk » Секція/Section_3_2015_06_4-5

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Игнатенко Ю.В., к.э.н, доцент, Бойко А.В., магистрант

Полесский государственный университет

г. Пинск, Республика Беларусь

 

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

В Беларуси достаточно четко определена стратегия национальной политики в отношении науки и инноваций. В условиях государственной самостоятельности, при ограниченных сырьевых и топливно-энергетических ресурсах рост эффективности национальной экономики прогнозируется на основе развития обрабатывающих отраслей промышленности и сферы услуг, для поддержания которых в конкурентоспособном состоянии необходим адекватный уровень развития научно-технического потенциала. Задача состоит как в производстве новых знаний, так и в использовании достижений отечественной и мировой науки и технологий. Политика белорусского государства, таким образом, ориентирована на развитие интеллектуальных ресурсов. 

Для обеспечения экономического роста в стране должен делаться упор на накопленные знания, научные кадры, материально-техническую базу, систему финансового обеспечения науки. Оценивая научный потенциал страны можно сказать, что созданы стартовые условия для развития науки, которые существенно зависят от инновационной активности производственной сферы – основного потребителя результатов исследований и разработок. Благодаря науке и научным исследованиям достигается развитие наукоемких отраслей промышленности, наращивание экспортных возможностей отдельных отраслей и производств, рост качества продукции, научное обеспечение сельского хозяйства, здравоохранения, экологии [1].

Развитие инновационной деятельности Республики Беларусь должно обеспечиваться тремя главными критериями:

- мотивация научных кадров, исследователей, конструкторов и технологов в развитии средств и методов производства, новых методов организации и управления на микро и макроуровнях.

- создания инновационной инфраструктуры: технопарков, бизнес центров и др.

- развитие предпринимательской деятельности;

- активное регулирования государства, а именно обеспечения как правовой части регулирования в области инновационной деятельности, создания и поддержка инновационной среды по средствам государственных субсидий и дотаций, так и развитие отношений и взаимное сотрудничество с высокотехнологичными странами, потенциальными инвесторами.

В науке больше, чем в любой другой сфере деятельности, успех зависит от индивидуальных способностей научных работников и степени их подготовки. Это усложняет процесс управления в научных учреждениях.

Вообще по мере развития научно-технического прогресса и усложнения труда, что приводит к повышению квалификации работников, возникают проблемы, связанные с управлением персоналом. Возрастает роль мотивации персонала, который в процессе творческой деятельности становится саморегулируемой системой, на него можно влиять только лишь косвенно, предпочитая вместо администрирования реализацию стилей руководства, предполагающих соучастие, признание личных заслуг конкретных специалистов, гласность результатов деятельности, предоставление информации для самооценки.

Растут затраты, связанные с обучением и переобучением персонала, удлиняются сроки обучения персонала, усложняется функция контроля, появляется возможность внедрения нетрадиционных типов расписания работы и т. д. Кроме того, даже в условиях очень высокой безработицы практически невозможно найти нужного квалифицированного работника, а тем более ученого.

Технический прогресс является результатом деятельности прежде всего личностей. У истоков почти каждого открытия стояли личности и индивидуальная, а не групповая деятельность. Это обусловливает необходимость системы обеспечения индивидуального труда, при котором специалист становится участником постановки задач, составления плана работ, их оценки. С другой стороны специфической особенностью научной деятельности в настоящее время является ее коллективный характер.Это предопределяет необходимость сочетания в научных коллективах работников разных специальностей. Одновременно необходимо обращать внимание на проблемы психологической совместимости специалистов, работающих в коллективе; на проблемах выбора лидера, стилей руководства и т.д. [2].

Результативность процесса нововведений зависит не только от эффективного использования научно-технического и интеллектуального потенциала субъектов инновационной деятельности, но и от деятельности организаций, определяющих инновационную инфраструктуру, основной функцией которых является поддержка инновационной активности субъектов хозяйствования, организационное сопровождение процессов создания и внедрения новшеств.

Сложный, комплексный характер инновационных процессов, высокий уровень технических, производственных, коммерческих и других рисков инновационной деятельности делают невозможным успешное функционирование инновационных организаций без формирования специальной поддерживающей инфраструктуры, создания благоприятной среды для субъектов инновационной деятельности.

Для создания и развития инновационного потенциала любого государства, в частности Республики Беларусь, должно служить создания места, исключительно благоприятного для инноваций и инвестиций в инновационную деятельность. Формирование и стимулирования спроса на инновации и инновационную продукцию на рынках, должно сопутствоваться влияние государства на внутреннем рынке.

Государство играет важную роль при определении места Республики Беларусь в системе международного разделения труда, оценки и перспектив конкурентоспособности национальной экономики. Сотрудничество Республики Беларусь в научно-технологической сфере, развитие международной кооперации все это должно развивать инновационную деятельность [3].

Таким образом, при определении инновационных основ обеспечения экономического роста, развития национальной экономики и развития в области науки, можно отметить, что основополагающими являются: человеческий потенциал, который строится на развитии личности, формировании определенных знаний и навыков, уровне подготовки, среда, в которой определены объекты инновационной  деятельности, и государство которое имеет возможности для рационального использования ресурсов, а также предпринимательская деятельности, как способ реализации идей.

 

Список использованных источников

  1. Сотрудничество Беларусь – ЕС: наука и культура [Электронный источник] : Инновационный путь развития Беларуси. – URL : http://www.philosophy.by/belarus-eu/a_274_r.html (дата обращения 07.05.2015).
  2. Инновационный менеджмент [Текст] : учебник / Под ред. С. Д. Ильенковой.  – М. : Юнити, 1997 г. – 312 с.
  3. Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь [Электронный источник] : Государственная программа инновационного развития. – URL : http://www.gknt.org.by/opencms/opencms/ru/innovation/inn2/  (дата обращения 07.05.2015).
Категорія: Секція/Section_3_2015_06_4-5 | Додав: clubsophus (2015-06-03)
Переглядів: 669 | Рейтинг: 0.0/0
Переклад
Форма входу
Категорії розділу
Секція/Section_1_2015_06_4-5
Секція/Section_2_2015_06_4-5
Секція/Section_3_2015_06_4-5
Секція/Section_4_2015_06_4-5
Пошук
Наше опитування
Яка наукова інформація Вас найбільше цікавить?
Всього відповідей: 651
Інтернет-ресурси
Підписатися через RSS2Email

Новини клубу SOPHUS



Наукові спільноти
Статистика
free counters

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0